17 марта в читальном зале библиотеки специалистами Казанского МО Татарской РОО ВОС был проведён мастер-класс по защите прав потребителей
17 марта в читальном зале библиотеки специалистами Казанского МО Татарской РОО ВОС был проведён мастер-класс по защите прав потребителей, приуроченный ко дню с аналогичным названием, который с 1983 года всемирно отмечается 15 марта. В России же этот день получил известность после принятия закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей», который на ряду с гражданским кодексом и регулирует указанные отношения.
В ходе мастер-класса было рассказано об основных правах потребителей, в том числе о праве на полную и достоверную информацию о товаре (работе, услуге), нарушение которого даёт право потребителю отказаться от товара, потребовав возмещения убытков;
О праве получить качественный товар, о явных, скрытых и существенных недостатках товара, о правах в случае их обнаружения;
о важности проверки качества при приёмки, а во многих случаях и при сдачи товара, а также, что очень важно, фиксации результатов такой приёмки (сдачи) и иных, имеющих значение обстоятельств на бумажном носителе, принимая в расчёт возможность гражданского спора.
Так уж устроен наш человек, что приобретая товар, заказывая работу или услугу, многие из нас испытывают определённое удовольствие, сравнимое с предвкушением получения подарка. И в такой момент нет у нас желания разрушая эйфорию вникать в детали. Потому многие не вчитываются в договоры, не берут чеки, не глядя подмахивают акты приёма-передачи. Ведь так хочется верить в хорошее, не омрачаясь мыслями о возможном споре.
И вот то, что на словах было одной косметической процедурой за 3000 рублей, вдруг по договору оказывается тремя процедурами. И каждая, естественно, стоит 3000 рублей. И договор перестаёт быть выгодным.
Или выявляется явный недостаток во вчера купленном товаре, который мог быть обнаружен просто своевременным осмотром и об отсутствии которого вы уже подписали акт.
Или вопреки просьбе о замене товара вам произвели его ремонт, лишь потому, что подписывая, предложенный в магазине, но не обязательный для вас бланк заявления, вы оказались не внимательны.
Или продавец-консультант просто обманул вас, убедив, что ваш смартфон, как технически-сложный товар может быть только отремонтирован, хотя со дня передачи вам товара не прошло 15 дней и вы были вправе требовать замены некачественного товара на новый, либо вовсе расторгнуть договор.
В этой связи не будет лишним напомнить, что хотя закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» и устанавливает большие права, но он не освобождает потребителя от обязанности быть внимательным при заключении договоров и добросовестным при их исполнении. Потому привычка внимательно, не сказать придирчиво, читать любой предлагаемый вам на подпись документ избавит вас от многих сложностей.
Если же в договоре (заказ-наряде), акте- выполненных работ, акте приёма-передачи и т.д. содержится условие, с которым вы не согласны, то вы вправе этого не подписывать, либо подписывать с оговоркой о несогласии с таким условием. Ведь договор – дело добровольное. А ваша подпись без оговорки будет утверждать согласия с написанным.
Между тем, суд, а именно он в итоге разрешает спор, всегда обращает внимание на действия (бездействия) самого потребителя. А ещё суд будет принимать решение на основании представленных сторонами доказательств, которыми могут быть: договоры, акты приёма-передачи, квитанции, заключения экспертизы, претензии, переписка на сайте и в менеджере и другое. Поэтому кажется рациональным следующее:
По возможности знакомиться с отзывами других потребителей о деятельности организации либо предпринимателя, с которым вы собираетесь заключить договор;
внимательно читать договоры (заказ-наряды, квитанции) перед их подписанием;
Сохранять документы, подтверждающие заключение и исполнение договора, в том числе, кассовые и товарные чеки;
Если у вас нет уверенности, что купленная вещь вам подходит по размеру, фасону, расцветки и т.п., не торопитесь срывать с неё ярлыки, выходить в ней на улицу. Поменять (вернуть) товар надлежащего качества можно лишь если тот не был в употреблении;
фотографировать все полученные на время документы: квитанции о принятии товара на проверку качества, квитанции о принятии вещи ремонт, на химическую чистку и т.п;
передавая вещь на проверку качества или ремонт, а также на химическую чистку, подробно описывать её состояние в соответствующим акте;
проверку качества товара и результата выполненных работ проводить до подписания соответствующего акта;
В случае обнаружения в товаре (работе) недостатка, заявлять о нём продавцу (исполнителю) не затягивая время, так как истечения срока гарантии, либо двухлетнего (пятилетнего срока для объектов недвижимости), пятнадцатидневного срока со дня передачи технически-сложного товара скажется на ваших правах и обязанностях;
В претензии подробно прописывать существо выявленного недостатка и одно, из разрешённых законом требований. Саму претензию, подписанную вами, направлять заказным письмом на указанный в договоре, либо на сайте почтовый адрес или вручать под роспись на втором, остающимся у вас экземпляре;
сохранять переписку с представителем продавца или исполнителя.
Такой подход может помочь вам разрешить спор в досудебном порядке, облегчит работу юриста и увеличит шансы на положительный исход судебного дела.