Представители Казанского местного отделения Татарской РО ВОС побывали на интересной экскурсии в музее истории ГАИ-ГИБДД Республики Татарстан
16 апреля 2024 года двадцать человек из числа представителей Казанского местного отделения Татарской РО ВОС побывали на интересной экскурсии в музее истории ГАИ-ГИБДД Республики Татарстан.
Музей был основан в 1994 году, но в старом здании ГАИ он занимал небольшую площадь. Когда в 2005 году построили новое здание УГИБДД РТ, под музей сразу было выделено просторное помещение. Площадь музея составляет 5000 квадратных метров.
Сейчас в нескольких залах музея подробно представлена вся история Госавтоинспекции республики. Здесь бережно хранятся экспонаты, исторические фотографии, напоминающие о событиях далёких времён, когда повозки с лошадьми уже уходили в прошлое, а автомобили уверенно занимали место в жизни общества.
Ветеран Госавтоинспекции Владимир Анатольевич Кунчий проводит экскурсии для детей и взрослых. Мы смогли увидеть первую деревянную повозку, которую в начале прошлого века называли «барабыз», что в переводе с татарского означает – «поехали». Узнали, как появился первый вариант проезжей части – пешеходный переход, с чего взяли своё начало дорожные знаки, услышали о появлении первой стоянки. "Первым в Российской империи устанавливал правила дорожного движения царь Пётр I, – рассказывает Владимир Анатольевич. – Царь издал специальный указ, в котором, в частности, было строгое требование: «Управлять повозками должны возницы, а лошади должны быть запряжены». Свою лепту в правила внесла императрица Анна Иоанновна. При ней в России разработали обязанности правоохранителей, в частности, по линии дорожного движения. Возницы стали регистрироваться в полиции и проходить медосмотр, а за нетрезвое вождение наказывали вплоть до ссылки на каторгу. То есть, уже тогда, в начале XVIII века, боролись с нарушителями ПДД. Также императрица распорядилась поставить вдоль дорог верстовые столбы, по которым определялось расстояние". Расстояние от города до другого города измерялось от почты до почты. Если в населённом пункте не было почты, то точкой отсчёта был Божий Храм.
Когда появились омнибусы и дилижансы по камням ездить стало неудобно. Тогда положили рельсы и пустили по рельсам повозку, таким образом появилась конная железная дорога. Первая конка в Казани курсировала от железнодорожного вокзала до Адмиралтейской Слободы.
В послевоенные годы возникла необходимость контролировать транспорт на превышение скорости. Сотрудники Госавтоинспекции поступали следующим образом: если водитель проехал от определённого столба до другого со скоростью 60 км в час, и этот путь занял 5 секунд, стало быть, тот, кто проехал этот путь за 4 секунды, превысил скорость. Эти правила действовали вплоть до 1975 года. Позже на вооружении инспекторов появился первый скоростемер «ФАРА», а затем - «Барьер» - и те, и другие мы могли подержать в руках.
В музее есть и наглядные свидетельства того, как расширялось и оживлялось автомобильное движение, на улицах стали появляться машины с двигателями внутреннего сгорания. В 1917 году в Казани было 11 автомобилей. Заправку для них строить было нерентабельно.
– А вы знаете, где тогда брали бензин? – обращается к посетителям экскурсовод.
– Заправки у нас появились только в 1930 году... Так вот, бензин покупали в аптеке. Человек брал три вида лекарств во флаконах, сливал их в ведро, смешивал, и получалось автомобильное топливо. Появились первые трамваи, а с ними и первые аварии, так как правил дорожного движения не было, и люди ездили так, как хотели.
Первое водительское удостоверение в Казани получил Филип Филипович Рудольф в 1912 году. После революции 1917 года Филипп наладил учёт транспортных средств, организовал обучение и выдачу водительских удостоверений, наладил ремонт автомобилей и создал автотранспортный техникум. Также он участвовал в установке первого в Казани светофора на перекрёстке улиц Баумана и Чернышевского в 1934 году.
В музее представлены образцы формы автоинспекторов прошлого века. Гости осмотрели настоящий Москвич-412, который ранее служил в нашей Госавтоинспекции. В музее представлены 2 мотоцикла – мотоцикл послевоенного года выпуска ИЖ и современный патрульный мотоцикл. Все с интересом тактильно изучили представленную технику, посидели на мотоциклах, представили себя в роли инспекторов и сфотографировались.
Следующий экспонат - стол начальника ГАИ 1975-го года. На столе – телефон, чернильница, вычислительная машинка - арифмометр, печатная машинка. Всё предметы нам разрешили посмотреть и потрогать.
Владимир Кунчий показывает гостям и другие приспособления, которые использовали сотрудники Госавтоинспекции на службе. Есть аппарат, который принимал экзамены, можно сказать – первый компьютер. Аварийно-спасательный прибор для извлечения пострадавших из транспортных средств. Чемодан для выезда сотрудников ГАИ на место происшествия, газоанализатор, телетайп.
Всех посетителей потрясли истории сотрудников Госавтоинспекции, о которых поведала «Стена памяти». 29 погибших полицейских этого подразделения МВД РТ отдали свои жизни в борьбе за безопасность дорожного движения. О подвигах некоторых из них поведал Владимир Анатольевич.
Сотрудники безопасности дорожного движения провели с представителями Казанского МО ВОС беседу, как правильно вести себя на дорогах. Световозвращающие элементы – это индивидуальное средство защиты пешехода. Свет фар или фонарей, попадая на пешехода, возвращается на все 360 градусов, и водитель видит, что идёт пешеход. Каждому гостю подарили такой световозвращающий элемент, которые мы при помощи карабина сразу прикрепили к сумкам, рюкзакам, а некоторые к белой трости.