Представители Казанского местного отделения Татарской РО ВОС познакомились с творчеством Шишкина, Репина и Айвазовского!
5 декабря в Государственном Музее изобразительных искусств Республики Татарстан прошла презентация тактильных копий музейных экспонатов для незрячих и слабовидящих людей. Проект создан в рамках грантового конкурса программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Казанским любителям искусства представили четыре станции, содержащие тактильные картины и описание шрифтом Брайля.
«Грантовый конкурс состоит не только из создания тактильных моделей, но и из программы обучения сотрудников музеев, чтобы правильно работать с тактильными моделями. Музейные сотрудники изучают основы тифлокомментирования — лаконичного описания предмета, пространства или действия», — рассказала менеджер программы «Особый взгляд» Валерия Сатлер.
Экскурсии с тифлокомментариями проводятся не только по тактильным экспонатам, но и по всей основной экспозиции. Тактильная модель — не «прямой» перевод изображения в рельефную копию, для лучшего восприятия изображение освобождается от информационного шума — разными высотами и шероховатостями задаются полутона изображения. Чтобы увидеть картину, незрячему человеку необходимо ее заново нарисовать у себя в голове.
Для гостей провели экскурсию по залам первого этажа музея. Старший научный сотрудник Анна Александровна комментировала убранства каждого зала, что помогло посетителям получить представление о том, как выглядит помещение. Первые 2 зала посвящены иконописи. Это иконы с вековой историей, которые передали в фонд музея храмы и монастыри Татарстана. Мы смогли посмотреть доски на этапах их подготовки перед нанесением живописи. Узнали, что для предохранения доски от коробления делаются специальные шпонки. В доске делается углубление с бортиками по краям, оно называется ковчег. Это углубление смазывают клеем и накладывают тонкую ткань – поволоку. Поверх поволоки в несколько слоёв накладывают левкас – специальный иконный грунт из мела, потом грунт шлифуют пемзой и шкуркой. В таинство изготовления погружались затаив дыхание - настолько интересно было слушать.
Подружились с творениями трёх русских художников – классиков: тактильные копии картины Ивана Константиновича Айвазовского «Гондольер на море ночью», пейзажа Ивана Ивановича Шишкина «Сосновый лес. Неоконченный этюд» и написанным Ильёй Ефимовичем Репиным «Портрет Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс». «Слепки» картин выполнены в цвете, так как люди с остаточным зрением могут различать и цвет, и свет, и контуры объектов.
Анна Александровна описывала детально все элементы картин, после чего, знакомясь с произведением наощупь, удалось представить то изображение, который передал художник.
Интересным было и ознакомление с восточным фасадом усадьбы Сандецкого – главного здания музея. По данной тактильной модели хорошо различимы вход, со всеми колоннами, карнизами, окна различной формы на всех этажах, трапециевидные крыши, башни и другие архитектурные элементы фасада. Каждый смог представить, насколько красиво в жизни старинное здание музея, мимо которого мы так часто приезжаем.