|
+7 (843) 277-80-26 +7 (843) 277-93-48 |
Казань снова подтвердила свой статус центра спортивного единства и дружбы. 29 и 30 ноября в НУ "КСРК" вновь состоялся культурно-спортивный реабилитационный фестиваль для инвалидов по зрению Татарской РОО ВОС. В мероприятии приняли участие 36 спорстменов, ...
29 ноября 2024г. в клубе предприятия ООО «Елабуга УкупрПласт» впервые было организовано и проведено мероприятие совместно с Елабужским местным отделением татарской РОО ВОС и филиалом специальной библиотеки для слепых и слабовидящих - чествование семейных пар ...
28 ноября в НУ "КСРК" Казанским Местным отделением Татарской РОО ВОС был организован праздник День матери. Краткий исторический экскурс: в 1907 году американка Анна Джарвис из Филадельфия выступила с инициативой чествования матерей в память о своей матери. Она ...
С 11 июня по 15 августа дети школьного возраста посещали самые разнообразные занятия по реабилитации
На протяжении двух месяцев летних каникул сотрудники Казанского местного отделения Татарской РОО ВОС совместно с Республиканским Центром реабилитации слепых и слабовидящих работали с детьми - инвалидами по зрению. С 11 июня по 15 августа дети школьного возраста посещали самые разнообразные занятия по реабилитации, обучению ориентированию на местности и в помещениях, развитию навыков самообслуживания и мелкой моторики, использованию современных технологий и методов в работе с техническими средствами реабилитации. 14 детей от 7 до 18 лет два раза в неделю в комфортном для себя режиме обучались, тренировались, играли, пели, рисовали, лепили и гуляли.
Первые групповые задания в игровой форме были организованы для знакомства детей между собой и с нашими сотрудниками. Мы с радостью наблюдали, как дети с разным характером и уровнем развития быстро нашли общий язык, влились в коллектив, с большим удовольствием посещали лагерь. Большинство мероприятий для детей оказались в новинку, были первым опытом.
Например, не все незрячие люди, особенно дети, имеют представление о настоящих часах со стрелками, все давно привыкли определять время с помощью телефона. Дети впервые держали в руках часы со шрифтом Брайля и тактильными метками, изучали устройство, виды стрелок, отличие дня от суток, научились определять время! А заодно вспомнили все виды часов, о которых слышали или читали; подробно узнали механизм работы песочных часов, держа в руках часы от 30 секунд до 10 минут все пытались тренировать восприятие времени.
В игровой форме изучали основные геометрические фигуры; используя понятия о вертикали, горизонтали и диагонали собирали конструктор. Работа со шнурками, плетение косичек, пришивание пуговиц также многим деткам было за пределами понимания, но азы освоили все!
После изучения фигур появилась возможность и желание рисовать. Браилисты впервые держали в руках карандаши и ручки, на больших листах бумаги с помощью трафаретов выводили узоры. Уникальным был и урок рисования специальными пальчиковыми красками. Для знакомства с цветом подобрали натуральные ароматы, соответствующие каждому цвету - использовали знакомые детям фрукты, пряности и веточки ели. Определили запахи, научились отличать, самостоятельно выбирали желаемый цвет и творили первые в жизни картины своими руками!
Как крутить педали и что такое велосипед? Незрячим детям это, казалось бы, совершенно не интересно? Неправда! Очень увлекательно было впервые сесть на велосипед, почувствовать движение, хоть и небольшую, но скорость и зависимость от силы работы ногами. В ближайшем парке есть возможность арендовать веломобили, багги, специальный велосипед для детей с ОВЗ, где предусмотрена спинка, фиксации ног и спины, три колеса для устойчивости, ручка для безопасности и контроля движения. В парке же учились ставить туристичекую палатку, это также было первым опытом, исследовали снаружи и отдыхали внутри; поделившись на команды соревновались - собирали и разбирали палатку на время.
В спортивном зале и на улице осваивали доступные виды спорта, начиная с ходьбы и бега по проводнику, звуковой боулинг, эстафеты с мячами разных размеров, задания на внимательность, память и слух. Провели Малый Сабантуй с традиционными народными играми и забавами.
Много времени в солнечные дни посвятили навыкам ориентирования, изучали местность, знакомились с инфраструктурой двора, получившего почетное второе место во Всероссийском конкурсе "Лучший дом. Лучший двор", где участвовало более двух тысяч дворов. Территория была благоустроена с учётом потребностей слабовидящих жителей после обращения Казанского местного отделения ВОС к Мэру города Казани Ильсуру Метшину.
Не остались в стороне музыкальные занятия. Дети не только слушали об истории создания инструмента и известные композиции, но и сами могли тщательно изучить, подержать в руках, попробовать сыграть на баяне, гармони, губной гармошке, скрипке, флейте, классической и электронной бас гитаре, фортепиано. Оказалось, дети знают огромное количество различных песен, проведение музыкальных викторин это подтвердило - угадывали всё с первых нот! С удовольствием пели хором, декламировали стихи, выучили и разыграли по ролям сказку о Глупом мышонке.
Пасмурная погода располагала больше к интеллектуальным играм. Сыграли в "Поле чудес", где крутили самый настоящий барабан (дети помнят телевизионную передачу, но о принципе и устройстве барабана даже не догадывались), овладели секретами аукциона на игре "12 стульев", одолели десятки тематических викторин, вспомнили уроки русского языка при игре в "Тик.Так. Бум" и литературу, пытаясь разгадать сказку или произведение.
Настольные игры, адаптированные для незрячих занимали детей в перерывах между прогулками и активностями; играли в УНО, ГИГС, Кварто, КАТАМИНО, Реверси. Между дел даже приняли участие в настоящем турнире по шашкам и шахматам, наравне со взрослыми профи, дети соревновались между собой и испытали на себе всю серьезность обстановки во время соревнований.
Занятия в библиотеке требуют особого внимания. В первое посещение организовали экскурсию, познакомили с работой отделов, видами литературы и возможностями принтера с шрифтом Брайля. Изучали древнюю письменность, сами написали и оформили свою собственную книгу! Знакомились с профессиями, изучали виды ремесел с помощью изделий, изготовленных вручную, держали, сравнивали, определяли тактильно виды тканей. Мероприятие "Шоколадомания" особенно запомнилось сладкоежкам, узнали многие тайны вкусного продукта от выращивания до производства и разновидностей. Каждый ребенок изготовил сувенир для мамы - натуральную восковую свечу с ароматными травами. Книжки - игрушки для незрячих детей точно не просто игрушка, очень важный элемент получения необходимой тактильной информации, новые навыки работы с мелкими, безопасными деталями разной фактуры, объема; задания с действиями: покормить животное, пройти лабиринт, сложить, собрать, построить - помогают развивать моторику, мышечную память, улучшают речь.
Множество занятий на развитие мелкой моторики рук провели наши сотрудники индивидуально, рука в руку. Кроме фигур и форм изучали и сравнивали животных, искали отличительные признаки, запоминали, параллельно рассказывали о своих домашних питомцах. Анализировали тактильные ощущения с помощью специальных шариков и мешочков, в виде конкурса быстро находили одинаковые на ощупь пары предметов. Перебирать крупу дети умеют с детства, мы разнообразили классический комплект несколькими видами макарон, кофе, фасолью и чечевицей - все это использовали для создания панно на основе пластилина. Преподаватели из школы искусств провели мастер класс по лепке из глины. Дети с увлечением разминали глину, придавая желаемые формы, раскатывали, каждый ребенок изготовил сказочный домик, украсил, нанес фактурный рисунок с помощью оттисков природных материалов, после сушки сувениры забрали домой.
В виде доверительных бесед в непринуждённой обстановке с активным участием детей и в игровой форме проводились тематические консультации, лекции на тему безопасного поведения при работе с интернетом и социальными сетями. Рассматривали способы покупок с системой доставки на дом, маркетплейсы с удобным использованием для незрячего человека, систему скидок и понятие промокода. Разыгрывали поход в магазин, учились правильно себя вести и обращаться за помощью к кассирам и консультантам при самостоятельных покупках. Обращали внимание на важные детали, как сроки годности и состав.
Отдельно поднимали темы оказания помощи и поведения в нестандартных ситуациях. Запоминали телефоны доверия и экстренной помощи; как обращаться, какую информацию предоставить, важность знания своих ФИО, родителей и бабушек - дедушек, с кем остаются дома, адреса и телефоны. Учились оказывать помощь при небольших порезах и ссадинах, применение антисептиков. Каждый ребенок работал с пластырем - научился открывать и приклеивать, упражнялся бинтовать руку эластичным бинтом. Напоминали о запрете принимать лекарства без родителей, о правилах безопасности на кухне и в работе с электроприборами. Дети сами вспоминали истории из жизни, разбирали способы решения разных ситуаций.
Кем быть? Какая профессия нравится? У детей уже есть свои предпочтения. Провели встречи и беседы о профессиональной подготовке и обучении незрячих, подходящих профессиях, о преимуществах, сроках и месте обучения. Напомнили о важности серьезного отношения к учебе, выработки самостоятельности. Порадовались тому, что некоторые незрячие дети решили передвигаться внутри здания и при прогулке самостоятельно с использованием тактильной трости.
Были проведены мастер классы по работе с тростями, рассмотрели удобные варианты, подбирали высоту и наконечники к тростям. Инсценировали жизненные ситуации, искали выходы, пришли к выводу об очень важной роли белой трости для человека без зрения. Работали с детьми сотрудники с нарушение зрения, передавали ценный опыт, собственным примером демонстрировали возможность активной и самостоятельной жизни детям и, особенно, родителям, привыкшим к чрезмерной опеке над незрячими детьми.
Два месяца пролетели незаметно, мы настолько привыкли к шуму и движению в здании КСРК, что после окончания работы лагеря стало даже грустно... Ранее на каникулах собирали детей на настольные игры, спортивные соревнования, проводили квесты и экскурсии. Работа лагеря дневного пребывания оказалась первым нашим опытом - было сложно, но очень интересно! Все дети проявили себя открытыми к общению, готовыми четко высказывать свое мнение и делиться пожеланиями,
не боялись требовать внимания к себе. Мы получили бесценный опыт, научились принимать друг друга такими, какие есть, уважать возможности и потребности каждого.
Огромное спасибо родителям, кто откликнулся на приглашение посещать занятия лагеря дневного пребывания в Казанском местном отделении ВОС! Деятельность лагеря состоялась благодаря работе сотрудников Казанского местного отделения ВОС, принятых по договору квотирования рабочих мест, сотрудников Республиканского центра социальной реабилитации слепых и слабовидящих, сотрудников Республиканской специальной библиотеки для слепых. Благодарим за помощь в организации летнего отдыха и культурной программы для детей всех, кто внёс вклад, уделил время , оказал помощь и поддержку при проведении мастер классов, встреч и обучающих занятий!
Председатель Казанского местного отделения ВОС Бариева А. Р.